Корзина

Вендинг - самозанятость с перспективами

Вендинг - самозанятость с перспективами

08.07.20

Вендинг – продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем. Это круглосуточный  сервис, гарантирующий доступ к товарам очень широкого спектра. Вендинг имеет различные направления и уместен во всех коммерческих сферах.

 Вендинг - самозанятость с перспективами

Рынок вендинговых торговых автоматов, предлагающих различные напитки и закуски, по-прежнему остается в Беларуси «терра инкогнита», а доля вендинга в общем объеме продаж этой продукции не превышает 1%. Для сравнения, в странах Западной Европы этот показатель составляет 15 % и постоянно растет. Именно поэтому перспективы развития вендингового рынка в нашей стране будут сохраняться еще долгое время.

Чем же так привлекателен вендинг?

                Практически любой человек может заняться этим бизнесом: не требуются лицензии, обучение или непомерные финансовые вложения. Вендинговый бизнес не требует значительных усилий и в техническом обслуживании, поэтому для старта понадобится несколько тысяч рублей, большое желание работать и место, куда можно установить вендинговый автомат. Место установки имеет решающее значение для успеха инвестиций.  Приоритетом пользуются места с большой проходимостью, которые и дают самый высокий доход. Кроме того, необходимо определить потенциальные ночные и дневные трафики у данной точки. Особое внимание необходимо уделить именно ночному трафику, так как именно в это время потребителю сложнее всего приобрести товар в таких привычных магазинах. Необходимо также уточнить стоимость аренды торговой площади и подключения к электросетям. А есть ли возможность поставить не один, а три, или пять автоматов? Ведется ли охрана данной точки, есть ли видеокамеры и будет ли обеспечена дополнительная охрана? И еще масса второстепенных вопросов, которые также надо оперативно решить. Зато при удачном расположении вендинговой сети размером в 10 автоматов, можно ежемесячно получать заработок от 10 тыс.рублей.

               Обычно вендинговый бизнес становится прибыльным, если, например, кофеавтомат продает не менее 30-40 чашек кофе в день. Поскольку продукты, предлагаемые вендинговыми автоматами, не являются дорогостоящими, то для получения высокой прибыли необходимо получить доступ к как можно большему числу клиентов. Эксперты указывают на несколько основных мест, где ротация продуктов и проходимость потенциальных клиентов находится на высоком уровне: автобусные станции, вокзалы, аэропорты, больницы, отели, залы развлечений, залы ожидания, офисы, остановки, приемные - только некоторые из них. Одними из лучших мест так же принято считать ВУЗы и другие учебные заведения, где кофе и напитки чрезвычайно популярны. А поскольку все больше молодых и активных людей работают в бизнес-центрах и желают пообедать или перекусить на рабочем месте, да и работодатели поощряют эти желания, то торговые автоматы прибыльно работают и в офисных зданиях.

Возможные риски

           Эксперты подчеркивают, что именно местоположение машины определяет, какой ассортимент будет продаваться. Одни товары покупаются в бизнес-центрах, а другие в школах и университетах. Молодые люди, как правило, предпочитают холодные напитки, а люди постарше - горячие. Неясным сегодня, с точки зрения перспективы, является расположение автоматов на улице, так как это очень рискованно. Владельцы боятся как проблем с эксплуатацией устройств в различных погодных условиях, так и актов вандализма. И хотя рынок все еще ненасытен, появляется недобросовестная конкуренция, причем не только со стороны владельцев других торговых автоматов, но и со стороны традиционных магазинов и различных гастрономических заведений. Бывает, что борьба за покупателя приводит к тому, что конкуренты специально выводят из строя монетоприемники, останавливая продажи в автомате. Тем не менее, обслуживаемая надлежащим образом машина, установленная на улице, может быть отличным вложением.

              По мнению представителей отрасли, наибольшую прибыль приносят горячие напитки (кофе, чай, шоколад), независимо от того, где находится вендинговый автомат. Неудивительно, что эти машины самые популярные в Беларуси. Торговые автоматы с холодными напитками и сладостями также в тренде. А вот автоматы по продаже готовых блюд, по-прежнему наименее востребованы - еда создает много проблем для оператора машины. Во-первых, необходимо заключить договор с кейтеринговой компанией, которая предоставит бутерброды с соответствующими параметрами (их приготовление самостоятельно усложнит весь процесс), а кроме того, такие блюда имеют короткие сроки годности. Поэтому ассортимент продукции необходимо часто менять, а спрос на такие товары все еще остается низким. Во-вторых, наценка на блюда и закуски относительно невелика (40-50%), а сегмент устройств, предлагающих свежие товары, все еще недостаточно развит.     

 Цена вопроса

            Выход на вендинговый рынок в Беларуси пока еще не требует больших финансовых затрат. Если речь идет о установке новых машин, то, в зависимости от их типа, они обойдутся в пределах 3–10 тысяч рублей. Однако вначале стоит попробовать свои силы с б/у машиной. Поскольку в нашей стране и вендинговые машины и рынок автоматов являются относительно современным, то все предлагаемые машины еще не устарели, не изношены и дешевле новых на 50-70%.  

            На первом этапе достаточно купить 3-4 б/у машины, которые обойдутся от 8 до 12 тысяч рублей. Такие инвестиции позволят проверить, не рискуя большими средствами, правильно ли был сделан выбор.

            А вот для создания вендинговой сети понадобится, как минимум, десяток машин. И выбирать лучше современную технику. Разумеется, установка десяти машин будет довольно дорогим делом, зато и компании, продающие вендинговые автоматы, часто предлагают лизинг или рассрочку. Например, торговый автомат Necta с годовой гарантией и емкостью 450 чашек, стоит около 8 тысяч рублей. Но за эти деньги он предлагает несколько вариантов комплектации: эспрессо с шоколадом и молоком, капучино и несколько других видов кофе (с молоком, сахаром), горячую воду, чай, молоко и шоколад, что и позволит ему быстрее окупиться. 

            Однако это еще не все. Чтобы иметь возможность установить вендинговый автомат, необходимо согласие арендодателя. Поэтому в затраты надо отнести и арендную плату, и использование электричества и воды. Обычно стоимость аренды места на одну машину составляет 50-100 рублей. В отрасли, однако, ходят слухи о том, что для самых прибыльных мест, суммы арендой платы могут быть выше в 10 раз.  Бывает и обратное: компании, заинтересованные в сотрудничестве, могут предоставить необходимое место бесплатно.

            Что касается других постоянных затрат, то понадобится автомобиль для перевозки автоматов и товаров, которыми будут комплектовать вендинговые автоматы; тележка для транспортировки (3-4,5 тысяч рублей); затраты, связанные с топливом, техническим обслуживанием и обслуживанием торгового оборудования (около 1 200 рублей).  И, если начальном этапе можно работать в одиночку, то при расширении торговой сети, скажем, до 50 устройств, уже потребуется дополнительный сотрудник и офис со складом.

            Средний заработок, на который можно рассчитывать с десятью установленными автоматами, составляет 1000 – 2500 рублей  в месяц. Он зависит от многих факторов, включая расположение и тип предлагаемой продукции. Минимальный оборот одной машины должен составлять не менее 15 рублей в день, но уже сеть из 100 устройств генерирует ежемесячный доход до 60 тысяч рублей. При таком доходе ожидаемая выручка составляет более 25 тысяч рублей в месяц а покупка 100 машин окупит себя через полтора года. 

Широкая перспектива

         Поскольку в вендинге продажа товаров и услуг производится круглосуточно и с помощью автоматизированных систем, то практически все товары могут реализовываться в вендинговых автоматах. Например, в больницах очень популярны одноразовые тапочки, шапочки и другие гигиенические средства. Торговые автоматы с презервативами висят во многих туалетах. В Великобритании вендинг развивается хорошо ... с помощью выпрямления волос. Бигуди для вендинга, то есть услуги, которые женщины могут использовать в пабах, ресторанах и SPA салонах. Высокие продажи также генерируют все товары для детей - игрушки, сладости. 

               Приятно, что молодой рынок вендинга в Беларуси начинает развиваться, и появляются новые концепции продаж. Пока рынок делает ставку на отдельно стоящие машины. Но уже вендинговые операторы видят все больший потенциал в настольных устройствах, то есть в машинах, размещаемых на столешницах. Такие кофемашины хорошо работают в офисах и во всех типах залов ожидания. А дальнейшие изменения будет диктовать рынок.